Историческая справка

Историческая справка

Понятие "пристав" встречается уже в 13 столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Пристав был неотъемлемой принадлежностью каждого судьи, признаком его самостоятельности и независимости от всякого другого судьи.

Еще древнерусское судоустроиство знало приставов, вызывавших на суд ответчика, свидетелей и производивших взыскания по определению суда.

Слово "пристав" еще до 14-15 века не столько означало название одной определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами.

С усилением общегосударственной власти институт приставов получил лучшую организацию. Издание Судебников 1497 и 1550 годов - новый период в истории исполнительного производства.

Функции пристава по Судебнику 1497 года были многочисленны. Дело начиналось по жалобе истца - "челобитной", которая излагала предмет спора и, как правило, была словесной. После получения "челобитной" суд назначал судью, выдавал приставу "приставную грамоту", в которой указывались цена иска и его основания. Кроме "приставной" давалась "срочная" грамота, которую неделыщик обязан был вручить сторонам и либо собственноручно доставить ответчика в суд, либо взять его на поруки (поручиться за его явку).

Формы деятельности приставов были весьма разнообразны. Для отыскания "лихих" людей и сочувствующих им назначались повальные обыски. Повальный обыск применялся также с целью определить репутацию подсудимого, которая давалась не всеми живущими вместе с ним знавшими его людьми, а лишь "добрыми". Повальный обыск производился специальными должностными лицами в присутствии обвиняемого.

Новый период в развитии исполнительного производства связан с именем Петра Первого. Указом 1717 года была организована Юстиц-коллегия, в ее состав входил Урядный приказ, который осуществлял исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц российского государства.

В начале 18 века должность судебного пристава была упразднена, органом принудительного исполнения стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к появлению судебных приставов при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений. Судебной реформой 1864 года институт судебных приставов был восстановлен.

Согласно Судебным уставам 1864 года, судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

По Уставу гражданского судопроизводства 1864 года судебные решения обращались теперь к исполнению не иначе, как по желанию взыскателя. От выбора взыскателя зависел способ взыскания, и по его усмотрению взыскание обращалось на то или иное имущество должника. Однако и судебный пристав, и взыскатель были ограничены рамками закона: для ограждения личной свободы должника закон указывал допустимые им способы исполнения и запрещал прибегать к таким способам, которые законом не предусмотрены.

Суд наблюдал за правильностью действий судебных приставов, требовал от них строгой отчетности, как денежной, так и по делопроизводству, и привлекал их к ответственности за упущения и злоупотребления по службе.

В 1917 году был принят декрет о суде, по которому институт судебных приставов был упразднен. После 1917 года функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах.

С началом правовых реформ, начавшихся в России в 80-90 годах прошлого века, возникла необходимость в создании самостоятельной отрасли права – «Исполнительное производство» и самостоятельной организационной структуры в органах Министерства юстиции, занимающейся принудительным исполнением судебных решений.

С момента принятия федеральных законов от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах", то есть с начала формирования службы судебных приставов, организации системы принудительного исполнения на новых принципах прошло уже 12 лет.

В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов.

 

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 03:03 / 14 июля 2016 10:05

Версия для печати